Неофициальный сайт легендарной группы «Ария»

Пресса

Здесь для слабых места нет

«Ария» - коллектив, который не требует разогрева перед выступлением. При одном появлении «арийцев» на сцене зал ревет, а как только зазвучат начальные гитарные аккорды, и вокалист берет первые ноты, монолитная масса фанатов дружным бэк-вокалом вторит музыкантам. Так было и 28 ноября, когда поклонники творчества легендарной российской рок-группы заполнили тысячный зал помещения Луганского цирка и стоя «отработали» концерт.

Это была новая программа «Герой асфальта»: 20 лет». Кроме песен юбилейного альбома музыканты сыграли композиции из последних сборников («Крещение огнем», «Чужой», «Армагеддон»). К общей радости «арийцев»-фанов были исполнены супер-хиты разных лет: «Раскачаем этот мир», «Антихрист», «Штиль», «Беспечный ангел», «Осколок льда» и другие. Финал концерта вполне можно соотнести с претензией рок-звезд: «Мы здесь, чтобы полночь взорвать!» - буря оваций долго не утихала. А после выступления ветераны российской рок-музыки дали эксклюзивное интервью газете «ХХІ век».


- Что является двигателем гиперактивной студийной и концертной деятельности: амбиции, творческий всплеск или бизнес-соображения?

В. Дубинин: То, что мы ничего другого не умеем делать. А точнее, это жажда наживы.

А. Беркут: И то, и другое…

- О как. И какие прогнозы на ближайшую перспективу подсказывают вам ваши умение делать рок и жажда наживаться?

В. Дубинин: «Герой асфальта: 20 лет» - это новая программа, концертный тур так быстро не закончится. Не охвачен очень большой регион России - от Екатеринбурга до Сибири и Дальнего Востока… Мы там еще не были с этой программой.

М. Удалов: Да мы даже в Подмосковье еще не были…

В. Дубинин: Хотят люди видеть этот концерт. Поэтому этот тур плавно перенесем на первую половину будущего года. Параллельно мы начали работу над новым альбомом. Каждый уже делает какие-то наметки. Это не значит, что мы уже садимся в студию, но подготовка идет.

- Вы уверены друг в друге настолько, чтобы планировать новые проекты?

В. Дубинин: Первого ноября новому составу было пять лет. Коллектив достаточно стабилен. Нам нравится вместе работать, и даже состав нашей технической группы не претерпел изменений за это время. Пока нам все нравится.

- Юбилейный в этом году не только «Герой асфальта», но и проект «Авария», который был записан в 97-м. Виталий, десять лет назад вы с Владимиром показали известные песни в совершенно не свойственной для «Арии» манере. Этот эксперимент так и останется единственным сольным в вашей музыкальной карьере проектом или еще можно будет вас послушать?

В. Дубинин: Ну, скажем, это был не совсем сольный проект. Из «арийского» состава мы там были втроем. Тогда была задача сыграть эти песни совсем уж не в «арийских» аранжировках и для пущей убедительности, чтобы не Кипелов спел. Может быть, это и ошибка была. Мы старались посмотреть на себя с другой стороны, где-то даже посмеяться над собой... В таком ключе вряд ли что-то будет, а что касается сольных альбомов, думаю, что каждый из нас способен записать сольный альбом.

- Пути с Валерием разошлись, и, говорят, его уход из группы был не безболезненным. Общаетесь ли вы сейчас?

В. Дубинин: К сожалению, мы непосредственно не общаемся, но, тем не менее, мы в курсе его дел, и, я думаю, он в курсе наших…

В. Холстинин: Мы пригласили его принять участие в заключительном концерте тура «Герой асфальта: 20 лет». Надеемся, что Валера придет вместе с Сергеем Мавриным. Общаться нам сложно, потому что мы все обычно на гастролях.

- После ухода Кипелова прошло пять лет, и сейчас уже можно говорить о том, что Артур Беркут органично влился в коллектив. У вокалиста свой сценический имидж, свой характер исполнения, свое место в «арийской» музыке...

М. Удалов: Артур действительно органично влился в коллектив, так считают многие, здесь, среди нас он - на своем месте.

А. Беркут: Я не ставил цели «фотографировать» человека либо стараться выглядеть так же, как он. Я поставил задачу – не быть похожим ни на кого…

- Сингл, после которого многие поверили в возможности нового вокалиста, - «Колизей». Это была достаточно масштабная и убедительная работа. Позже появился альбом «Крещение огнем». Львиная доля успеха этих проектов принадлежит и постоянным авторам текстов Елину и Пушкиной. Менять текстовую концепцию - это всегда риск, ведь слова песен составляют эстетику, философию группы. Слушатель может не принять нечто новое, непривычное. Рискуете?

В. Дубинин: Наверняка какой-то процент песен Маргариты Пушкиной у нас останется. Но она сейчас ведет очень активную творческую деятельность, пишет и Валерию, и «Арии», и Маврину, и свой проект - «Династия посвященных» - реализует. Если опираться только на ее тексты, уйдут годы. Поэтому мы вынуждены обращаться к помощи других авторов.

- Кто это?

В. Дубинин: В новом альбоме «Армагеддон» – это Игорь Лобанов, вокалист группы «СЛОТ», а также Нина Кокарева, которая с «Мастером» работала. Ее подтянул Сергей.

Пушкина обещает сенсацию?!

«Тяжелый» проект Маргариты Пушкиной «Династия посвященных» может стать сенсационным, так как в планах поэтессы-продюсера - записать дуэт Кипелова и Беркута, что развенчало бы слухи о вражде «Арии» со своим бывшим вокалистом, успешно реализующимся в проекте «Кипелов». Кстати, параллельно с работой в основных своих коллективах и Беркут, и Кипелов уже приняли участие в записи песен «Династии посвященных», правда, пока по отдельности.

В целом репертуар «Династии…» - это композиции, написанные в стиле Gothic Metal и Heavy Metal. Автор музыки - Сергей Скрипников. Саунд-продюсер и главный гитарист - Сергей Терентьев (экс-гитарист «Арии»). Основной вокал - Анатолий Алешин (в прошлом пел в «Араксе»).


- Параллельная деятельность становится все более актуальной. Виталий, вы в одиночку и в соавторстве написали с полсотни «арийских» песен, причем, это лучшая часть репертуара («Улица роз», «Штиль», «Осколок льда» и другие). Не поступали ли вам предложения о сотрудничестве, просьбы писать музыку еще для кого-то?

В. Дубинин: Нет, не поступали. Было, правда, предложение от кинематографистов сыграть уже чью-то готовую песню, но мы отказались, мы сказали, что готовы написать свою, но там то ли сроки поджимали, то ли другая песня была уже утверждена…

В. Холстинин: Думаю, просто в той ситуации нужно было наше имя, наше исполнение, наши способности...

- Вашим способностям действительно можно позавидовать. В частности, вокруг вас, Владимир, и, наверное, не ошибусь, если скажу, что благодаря вам вот уже 22 года кипит «арийская» жизнь. Состав менялся несколько раз, но группа не распадалась, в ней оставался Холстинин (виртуозный гитарист, автор и соавтор музыки, новатор - ну, кто еще бескомпромиссный хэви-металл отважится грянуть на мандолине?), набиралась новая команда, и «Ария» звучала снова. Не заиграет ли Холстинин рок на домре в следующем концерте?

В. Холстинин: Я действительно учился в музыкальной школе по классу домры, но уже тогда определился, что мой инструмент - это гитара...

В. Дубинин: В школьном детстве я полгода играл на барабанах, но потом решил взять в руки бас-гитару. Я искал легких путей (улыбается - авт.).

М. Удалов (с иронией): Ну, конечно, ударную установку за собой на гастролях тяжелей таскать, чем гитару...

Соу...

Трижды барабанщик «Арии» учился у третьего барабанщика «The beatles»!


- В качестве «арийца» Максим Удалов дебютировал два десятка лет назад, записав с группой юбилейный в этом году и самый любимый в народе альбом «Герой асфальта». В 98-м отработал с «Арией» часть тура «Генератор Зла» сессионным музыкантом. И уже насовсем вернулся в родной коллектив осенью 2002-го. Поэтому Макса называют «трижды барабанщик».

М. Удалов: Вообще-то, в рок я ринулся за многими. Это и Джон Бонам, и многие другие музыканты, которые прославились не столько в музыкальном плане, сколько ярким имиджем. Например, Томи Ли (Томи Ли Джонс - авт.), который и не играл сложно, его исполнение достаточно просто. Или такой человек, как Кейт Мун, которого все очень любили, он был очень изобретателен. Мне нравился Ринго Старр (наст. имя - Ричард Стэркей, «The beatles» - авт.), потому что он играл со вкусом. Нравятся и джаз-роковые барабанщики, я их просматриваю, на ком-то останавливаюсь и наблюдаю за их творчеством.

Упс! Кейт Мун сыскал себе репутацию хулигана. Возглавил список ста самых безумных моментов в рок-музыке, прославился тем, что ломал на концертах свои барабаны, а в гостиницах - мебель. Вот это драйв! - авт.

- Два поколения поклонников и исполнителей «железа» следят за вашим творчеством. Для многих вы кумиры. Что бы вы сказали молодым музыкантам, которые пытаются вам подражать?

В. Дубинин: Даже если молодежь будет нам подражать, вряд ли у нее получится то же самое.

С. Попов: Одно дело подражать, это происходит с любым начинающим художником, наверное. Другое дело - заняться собственным поиском. Нам никто не вручал ключей от стиля и от традиций.

В. Дубинин: Много молодых музыкантов говорят, что в детстве фанатели от «Арии». Но все равно, то, что они играют - это другая музыка. Это закон жизни, наверное.

М. Удалов: В свое время мы тоже отталкивались от кого-то, но получалось по-своему.

С. Попов: И потом, молодая группа из двадцатилетних ребят, играющая архаичную рок-музыку прошлого века, будет не очень логично и естественно смотреться. Каждый должен идти своим путем…

- Что вы знаете об украинском рок-н-ролльном пространстве? Можете ли назвать интересный на ваш взгляд коллектив?

В. Дубинин: Нет, мне лично не известна группа, которая играла бы такую же музыку…

В. Холстинин: Мы когда-то играли с КПП (харьковская рок-группа, организованная известным в украинских рок-н-ролльных кругах Сергеем Щелкановцевым - авт.), на фестивали вместе ездили, они писались у нас на студии, это была очень веселая группа, и нам нравилась.

С. Попов: Если судить по украинским музыкальным каналам в целом об украинской музыке, и, в частности, о той же попсе, то она кажется намного интереснее, чем российская, поскольку в меньшей степени ориентирована на «кабак», корпоративы, более интересна в аранжировочном плане, в плане персональном.

- Да, но, тем не менее, лицо сегодняшнего шоу-бизнеса как российского, так и украинского - это в большинстве своем «бабочки-однодневки». Да и вообще, карьера музыканта и уж тем более музыкального коллектива - явление, как правило, быстротечное. Если даже вспомнить 80-е - время рок-бума - многие группы развалились, едва начав играть, или просуществовали недолго. В чем секрет вашего многолетнего успешного существования?

С. Попов: Мы не ушли в бизнес…

В. Дубинин: …И никогда не останавливались на достигнутом.

- Насколько важно для вас отношение поклонников к вашему творчеству? Кажется, вы стараетесь не разочаровать их...

В. Дубинин: Стараемся...

С. Попов: Но бывает, что они все равно обижаются. На любое действие всегда найдутся люди, которым могут не понравиться, к примеру, два последних альбома, чем-то может не устроить Артур, я не понравлюсь…

М. Удалов: Спорят о том, кто лучше, кто хуже…

- Но пока есть споры, значит, есть небезразличные, а, значит, группа жива. Вот когда молчат - это уже тревожно...

С. Попов: Конечно, главное, чтобы не было равнодушных.


Беседовала Татьяна Глебова.
Газета «XXI век» №49, 05 декабря 2007 года